Выступая на Summer Game Fest 2025, Джефф Кили отметил успех игр, разработанных небольшими командами. Он заявил, что они способны конкурировать с самыми крупными проектами, и привел в пример Clair Obscur: Expedition 33, назвав эту игру "монументальным достижением команды из менее чем 30 разработчиков".
Это явная неправда. Если не принимать во внимание тот факт, что в самой студии Sandfall Interactive работает чуть более 30 человек, свою лепту в успех игры внесли гораздо больше людей, в чем можно легко убедиться, посмотрев титры. Недавно был опубликован отрывок из документального фильма о создании Expedition 33, в котором показаны сцены с участием актеров motion capture, без которых интерлюдии выглядели бы не так хорошо.
Кили также похвалил R.E.P.O. и Schedule I, подчеркнув, что, несмотря на небольшие команды разработчиков, им удается превзойти достижения AAA-тайтлов. Однако некоторые разработчики не в восторге от такой зацикленности на маленьких командах. Майк Бител, основатель Bithell Games, отмечает, что вклад внешних сотрудников не учитывается.
Невероятно поразительно, как часто "армия внешних сотрудников из-за пределов Америки и Западной Европы" упускается из виду, когда речь заходит о размере этих команд. И это то, что я нахожу действительно неудобным.
LocalThunk, создатель прошлогоднего хита Balatro, в свою очередь, отметил, что его тоже часто называют единственным автором игры, что способствует формированию повествования в стиле "Давид против Голиафа". Разработчик призывает людей просто взглянуть на титры, чтобы узнать, сколько людей на самом деле создавали игру.
Люди и СМИ часто говорят, что Balatro был создан "одним парнем". Мне кажется, что, к сожалению, это может немного подогреть историю о Давиде и Голиафе. Нет, это был не "один парень" — посмотрите хотя бы на чертовы финальные титры.
Майк Фаттер, продюсер и консультант по лицензированию, также затронул тему Expedition 33. При этом он упомянул о том, как Кили заявил, что экшн Acts of Blood разрабатывался "программистом-одиночкой с помощью девяти друзей".
Я также чувствовал себя очень неловко из-за этого. И не только потому, что цифры не сходятся. Один разработчик плюс девять работающих с ним друзей — это десять человек… а не один. Expedition 33 — это огромный успех, но ее создавали не 30 человек. Субподрядчики сыграли ключевую роль. Это опасный путь, по которому мы идем.
Хотя стоит оценить энтузиазм Кили в отношении продвижения и признания успехов небольших команд разработчиков, не стоит перегибать палку. Видеоигры часто являются результатом работы многих людей, чей даже небольшой вклад заслуживает признания.